| Горыныч Триединство. Три Руси- Владимирская, Киевская и Минская. |
| | "Интеллигентский" вопрос. | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Поручик Мазута
Сообщения : 1320 Репутация : 4 Дата регистрации : 2009-11-05 Возраст : 64 Откуда : Кавказская ссылка
| Тема: "Интеллигентский" вопрос. Вс Янв 02, 2011 4:38 pm | |
| У нас всё продолжают пользоваться этим позорным прозвищем "интеллигент". Прозвания бездарей и недотёп с большими амбициями. Давайте рассмотрим происхождение этого слова? В РИ, когда родилось это слово, было сословное деление. Дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство, ... Было ли это закостенелой структурой? Вовсе нет, главный критерий был- честная служба Отечеству. Дворянин мог быть лишён дворянства, скажем, за дуэль, а крестьянин- напротив, получить, как Ломоносов. Для получения дворянства было достаточно получить орден, либо достичь определённого уровня в Табели о Рангах, независимо, на военной, или стасской службе. В этом не было ничего недостижимого, многие учителя, врачи, инженеры, военные получали дворянство таким образом, сперва личное, а потом, с достижением следующего звания, и потомственного. Но в начале XIX-го века возникла, а к середине образовалась прослойка бездарей, тех, кого называют "образованщина", в то время называемая "разночинцы". Это были дели крестьян, духовенства, солдат, ..., кому родители постарались дать образование, но служить Родине эти люди не хотели, предпочитая сидеть на шее у родителей рассуждать, какие все они "продвинутые" и гениальные, а их не ценят. На поводу у них, подчас, шли и их соученики, что неплохо описано у Тургенева в "Отцах и детях". Дурно воспитанные, много о себе мнящие, с огромными амбициями. И ничего не стоящие. Ко второй половине XIX-го века это явление приобрело такие масштабы, и так всем надоело, что Боборыкин, видимо, в издёвку, назвал их по созвучию с интеллектом "интеллигентами". При этом, обратите внимание, что логичнее было бы назвать "интеллегент", будь это слово однокоренным. Но "образованщине" не хватило ума понять издёвку, вот они и и подхватили этот термин. И гордо несут его и сегодня, всё больше и больше "облагораживая" его всевозможными определениями и мифами, особенно в этом преуспел Лихачёв и т.п. Хотя, на Руси, исторически было вполне привычное определение: "культурный". Человек либо культурный, либо безкультурный. Вне сословных различий. Филиппок был культурным, а вот Базаров- просто хам, как и те, кто мнит себя интеллигентами. | |
| | | Поручик Мазута
Сообщения : 1320 Репутация : 4 Дата регистрации : 2009-11-05 Возраст : 64 Откуда : Кавказская ссылка
| Тема: Re: "Интеллигентский" вопрос. Вс Янв 02, 2011 4:41 pm | |
| Чехов: "Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр" (письмо к И.И. Орлову 22 февраля 1889 г. в вышедшем на днях сборнике писем А.П. Чехова под ред. Бочкарева). Гумилёв: "Да упаси Боже!"(с). Победоносцев: "Ради Бога, исключите слова "русская интеллигенция". Ведь такого слова "интеллигенция" в русском языке нет, Бог знает, кто его выдумал, и Бог знает, что оно означает..."(с). Любимов: "Прослойка между народом и дворянством, лишенная присущего народу хорошего вкуса".(с). Бердяев: "Интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или религиозную секту, со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями... Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной или экономической группировкой... Для интеллигенции характерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным бытом и традициями... По условиям русского политического строя интеллигенция оказалась оторванной от реального социального дела, и это очень способствовало развитию в ней социальной мечтательности".(с). - Вехи пишет:
- Н.А. БЕРДЯЕВ: "В русской интеллигенции рационализм сознания сочетался с исключительной эмоциональностью и со слабостью самоценной умственной жизни... Сама наука и научный дух не привились у нас, были восприняты не широкими массами интеллигенции, а лишь немногими. Ученые никогда не пользовались у нас особенным уважением и популярностью, и если они были политическими индефференистами, то сама их наука считалась ненастоящей..."
С.Н. БУЛГАКОВ: "Весь идейный багаж, все духовное оборудование вместе с передовыми бойцами, застрельщиками, агитаторами, пропагандистами был дан революции интеллигенцией. Она духовно оформляла инстинктивные стремления масс, зажигала их своим энтузиазмом, словом, была нервами и мозгом гигантского тела революции. В этом смысле революция есть духовное детище интеллигенции, а следовательно, ее история есть исторический суд над этой интеллигенцией... Наша интеллигенция в своем западничестве не пошла дальше внешнего усвоения новейших политических и социальных идей Запада, причем приняла их в связи с наиболее резкими и крайними формами философии просветительства (т.е. атеизма - А.Б.). Вначале было варварство, а затем воссияла цивилизация, т.е. просветительство, материализм, атеизм, социализм - вот несложная философия истории среднего русского интеллигента. Героизм - вот то слово, которое выражает, по моему мнению, основную сущность интеллигентского мировоззрения и идеала, притом героизм самообожания... Интеллигент, особенно временами, впадал в состояние героического экстаза с явно истерическим оттенком. Россия должна быть спасена, и спасителем ее может и должна явиться интеллигенция вообще и даже имярек в частности - и помимо его нет спасителя и нет спасения... Героический интеллигент не довольствуется поэтому ролью скромного работника (даже если он и вынужден ею ограничиваться), его мечта - быть спасителем человечества или по крайней мере русского народа... Для него необходим (конечно, в мечтаниях) не обеспеченный минимум, но героический максимум... Даже если он и не видит возможности сейчас осуществить этот максимум и никогда ее не увидит, в мыслях он занят только им. Он делает исторический прыжок в своем воображении и, мало интересуясь перепрыгнутым путем, вперяет свой взор лишь в самую светлую точку на краю исторического горизонта... Во имя веры в программу лучшими представителями интеллигенции приносятся жертвы жизнью, здоровьем, свободой, счастьем... ("худшие" представители интеллигенции, которых гораздо больше, охотнейше приносят в жертву чужие жизни, здоровье, свободу и счастье - А.Б.). Хотя все чувствуют себя героями, одинаково призванными быть провидением и спасителями, но они не сходятся в способах и путях этого спасения... С интеллигентским движением происходит нечто вроде самоотравления... Интеллигенция, страдающая "якобинизмом", стремящаяся к "захвату власти", к "диктатуре" во имя народа, неизбежно разбивается и распыляется на враждующие меж собой фракции, и это чувствуется тем острее, чем выше поднимается температура героизма... Герой есть до некоторой степени сверхчеловек, становящийся по отношению к ближним своим в горделивую и вызывающую позу спасителя, и при всем своем стремлении к демократизму интеллигенция есть лишь особая разновидность сословного аристократизма, надменно противопоставляющая себя "обывателям". Кто жил в интеллигентских кругах, хорошо знает это высокомерие и самомнение, сознание своей непогрешимости и пренебрежение к инакомыслящим... Вследствие своего максимализма интеллигенция остается малодоступна к доводам исторического реализма и научного знания... ...В нашей литературе много раз указывалась духовная оторванность нашей интеллигенции от народа. По мнению Достоевского, она пророчески предсказана была уже Пушкиным, сначала в образе вечного скитальца Алеко, а затем Евгения Онегина... И действительно, чувства кровной исторической связи, сочувственного интереса, любви к своей истории, эстетического ее восприятия поразительно мало у интеллигенции, на ее палитре преобладают две краски, черная для прошлого и розовая для будущего..."
М.О. ГЕРШЕНЗОН: "Что делала наша интеллигентская мысль последние полвека? Я говорю, разумеется, об интеллигентской массе. Кучка революционеров ходила из дома в дом и стучала в каждую дверь: "Все на улицу! Стыдно сидеть дома!" - и все создания высыпали на площадь: хромые, слепые, безрукие, ни одно не осталось дома. Полвека толкутся они на площади, голося и перебраниваясь. Дома - грязь, нищета, беспорядок, но хозяину не до этого. Он на людях, он спасает народ - да оно и легче, и занятнее, чем черная работа дома. Никто не жил - все делали (или делали вид, что делают) общественное дело... а в целом интеллигентский быт ужасен: подлинная мерзость запустения, ни малейшей дисциплины, ни малейшей последовательности даже во внешнем, день уходит неизвестно на что, сегодня так, а завтра, по вдохновению, все вверх ногами; праздность, неряшливость, гомерическая неаккуратность в личной жизни, наивная недобросовестность в работе, в общественных делах необузданная склонность к деспотизму и совершенное отсутствие уважения к чужой личности, перед властью то гордый вызов, то покладистость - не коллективная, я не о ней говорю, а личная... Примечание ко 2-му изданию: эта характеристика нашей интеллигентской массы была признана клеветою и кощунством**. Но вот что, десять лет назад, писал Чехов: "Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр" (письмо к И.И. Орлову 22 февраля 1889 г. в вышедшем на днях сборнике писем А.П. Чехова под ред. Бочкарева). Последние слова Чехова содержат в себе верный намек: русская бюрократия есть в значительной мере плоть от плоти русской интеллигенции...
...Чем подлиннее был талант, тем ненавистнее ему были шоры интеллигентской общественно-утилитарной морали, так что силу художественного гения у нас почти безошибочно можно было измерять степенью его ненависти к интеллигенции: достаточно назвать гениальнейших: Л. Толстого и Достоевского, Тютчева и Фета... То, чем жила интеллигенция, для них не существовало... в лице своих духовных вождей она (интеллигенция - А.Б.) творила партийный суд над свободной истиной творчества и выносила приговоры: Тютчеву - за невнимание, Фету - за посмеяние, Достоевского объявляла реакционным, а Чехова индифферентным... А масса этой интеллигенции была безлична, со всеми свойствами стада: тупой косностью своего радикализма и фанатической нетерпимостью. Могла ли эта кучка искалеченных душ остаться близкой народу?
** Ну разумеется, шум после выхода книги поднялся страшный, удивляюсь, как никого из авторов тогда не убили... Однако взбешенная "либеральная интеллигенция" разослала по России ораторов, читавших лекции о реакционности, полнейшем ничтожестве и профессиональной несостоятельности авторов "Вех"... ...Она выбивалась из сил, чтобы просветить народ, она засыпала его миллионами экземпляров популярно-научных книжек, учреждала для него библиотеки и читальни, издавала для него дешевые журналы - и все без толку, потому что она не заботилась о том, чтобы приноровить весь этот материал к его уже готовым понятиям, и объясняла ему частные вопросы знания без всякого отношения к его центральным убеждениям, которых она не только не знала, но даже не предполагала ни в нем, ни вообще в человеке... Сонмище больных, изолированных в родной стране, - вот что такое русская интеллигенция... в длинной веренице интеллигентских типов, зарисованных таким тонким наблюдателем, как Чехов, едва ли найдется пять-шесть нормальных человек. Наша интеллигенция на девять десятых поражена неврастенией: между ними почти нет здоровых людей - все желчные, угрюмые, беспокойные лица, искаженные какой-то тайной неудовлетворенностью, все недовольны, не то озлоблены, не то огорчены..."
А.С. ИЗГОЕВ: "До последних революционных лет творческие даровитые натуры в России как-то сторонились от революционной интеллигенции, не вынося ее высокомерия и деспотизма".
Б.А. КИСТЯКОВСКИЙ: "Русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности, из всех культурных ценностей право находилось у нас в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития... Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы... В идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не участвовала ни одна правовая идея. И теперь в той совокупности идей, из которой слагается мировоззрение нашей интеллигенции, идея права не играет никакой роли".
П.Б. СТРУВЕ: "В 60-х годах с их развитием журналистики и публицистики "интеллигенция" явственно отделяется от образованного класса, как нечто духовно особое. Замечательно, что наша национальная литература остается областью, которую интеллигенция не может захватить.* Великие писатели Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Чехов не носят интеллигентского лика... даже Герцен, несмотря на свой социализм и атеизм, вечно борется в себе с интеллигентским ликом... * Увы, с тех пор произошли роковые перемены. ...Интеллигенция нашла в народных массах лишь смутные инстинкты, которые говорили далекими голосами слившимися в какой-то гул. Вместо того, чтобы этот гул претворить систематической воспитательной работой в сознательные членораздельные звуки национальной личности, интеллигенция прицепила к этому гулу свои короткие книжные формулы. Когда гул стих, формулы повисли в воздухе..."** ** Точное описание нашей "перестройки"...
С.Л. ФРАНК: Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, кроме критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состоянии на хорошие и дурные, добрые и злые. У нас нужны особые, настойчивые указания, исключительно громкие призывы, которые для большинства звучат всегда несколько неестественно и аффектированно... Ценности теоретические, эстетические, религиозные не имеют власти над сердцем русского интеллигента, ощущаются им смутно и неинтенсивно и, во всяком случае, всегда приносятся им в жертву моральным ценностям... Начиная с восторженного поклонения естествознанию в 60-х годах и кончая самоновейшими научными увлечениями вроде эмпириокритицизма, наша интеллигенция искала в мыслителях и их системах не истины научной, а пользы для жизни, оправдания или освящения какой-либо общественно-моральной тенденции... Эта характерная особенность русского интеллигентского мышления - неразвитость в нем того, что Ницше называл интеллектуальной совестью, - настолько общеизвестна и очевидна, что разногласия может вызвать, собственно, не ее констатация, а лишь ее оценка... ...Лучи варварского иконоборчества, неизменно горящие в интеллигентском сознании..." | |
| | | Владимир Петрович.
Сообщения : 45 Репутация : 2 Дата регистрации : 2009-11-26
| Тема: Re: "Интеллигентский" вопрос. Пн Янв 03, 2011 8:07 am | |
| Бог весть что. Составляя портрет российской интеллигенции как-то не заметили, что рисуют его в одном тоне. В серой краске. Но, что-то мне посказывает, что самоназвание человека интеллигентом; или название оного кем-то ещё не истина. И, даже - не правда. Понимаете, производное от слова ПОНИМАЮЩИЙ не может состоять целиком из отрицательных черт характера. А, уж человек имеющий в своём распоряжении ПОНЯТИЕ, но в силу каких-то неведомых причин это понятие отринающий - не может быть интеллигентом по объективной оценке. Как-то так. | |
| | | Поручик Мазута
Сообщения : 1320 Репутация : 4 Дата регистрации : 2009-11-05 Возраст : 64 Откуда : Кавказская ссылка
| Тема: Re: "Интеллигентский" вопрос. Пн Янв 03, 2011 8:14 am | |
| Володя, откуда у тебя столько большевизма? С делением на классы? У меня один критерий- культурен человек, или нет? Воспитан, или нет? А ты- в дебри понимания и понятий. Так это уже к Братве... | |
| | | Владимир Петрович.
Сообщения : 45 Репутация : 2 Дата регистрации : 2009-11-26
| Тема: Re: "Интеллигентский" вопрос. Пн Янв 03, 2011 8:36 am | |
| Нет, Игорь. К "братве" отправляешь свой электорат ты; таким образом описывая малую часть общества под общим названием интеллигент. Некий такой всё понимающий хлюпик, в любой момент делающий реверансы в отношении более снабженного мышцами бабуина. Ведь даже культура и воспитание требуют от носителей четкого ПОНИМАНИЯ. Я не большевик. Я, даже больше скажу - не представляю из себя последователя какой-либо политической идеи. ... Мне, такие разделения - не интересны. Они обедняют сознание человека. Вычленяя ту или иную сторону реальности - обедняют. | |
| | | Любава Соадмин
Сообщения : 1614 Репутация : 14 Дата регистрации : 2009-11-25
| Тема: Re: "Интеллигентский" вопрос. Пн Янв 03, 2011 10:02 am | |
| Соглашусь с Владимиром Петровичем.
На моём слуху "итээровская еда" ... - Во все времена это понятие - относительно. Даже время времени - рознь. Зависит только что вкладывает в это понятие каждый отдельный индивид.
Можно быть культурным хамом, и можно быть хамоватым интеллигентом. В каком ракурсе и кто смотрит!
Просто в лично моём понятии интеллигент это - гармония образованности, природного ума, и личных качеств характера. Далеко не гремучая смесь, но и не трусливая отстранённость. | |
| | | Владимир Петрович.
Сообщения : 45 Репутация : 2 Дата регистрации : 2009-11-26
| Тема: Re: "Интеллигентский" вопрос. Пн Янв 03, 2011 6:35 pm | |
| Спасибо Ади. Вам удалось изложить мягче... и более точно чем мне. | |
| | | Поручик Мазута
Сообщения : 1320 Репутация : 4 Дата регистрации : 2009-11-05 Возраст : 64 Откуда : Кавказская ссылка
| Тема: Re: "Интеллигентский" вопрос. Пн Янв 03, 2011 6:49 pm | |
| Одну минутку. А что, ум, культуру и порядочность надо как-то характеризовать? Если Сахаров сперва создаёт бомбы, два взрыва которых могу разорвать наш шарик, а потом вступается за педерастов, это- ум и порядочность? Нет! Понятие "интеллигент" придумали для оправдания своей беспомощности. Вот, Володя, ты- офицер. Тебе нужно какое-то клеймо интеллигента? Любавушка, ты- учитель и психолог, так что тебе нужны ещё какие-то определения? | |
| | | Любава Соадмин
Сообщения : 1614 Репутация : 14 Дата регистрации : 2009-11-25
| Тема: Re: "Интеллигентский" вопрос. Пн Янв 03, 2011 7:05 pm | |
| Сахаров...хм...Ум такое понятие..ну просто ОЧЕНЬ относительное. Нет абсолютного ума. Где - то гений, а где-то такой дурак что простой необразованный крестьянин на много лучше его гения разуеет.
Определения нужны ДЛЯ СЕБЯ. А как же. Чтобы выстраивать отношения с людьми разными соответственно своим для себя определениям.
Я одну могу послать на три...А вторую ни при каких условиях и никогда. В одном случае ЕЁ унизив. А во втором СЕБЯ.
Где-то так... | |
| | | Владимир Петрович.
Сообщения : 45 Репутация : 2 Дата регистрации : 2009-11-26
| Тема: Re: "Интеллигентский" вопрос. Чт Янв 06, 2011 10:18 pm | |
| Понимаешь. Интеллигент это не понятие. Это - свойство характера в определённых условиях. И в разных условиях, один и тот же человек может быть совсем не интеллигентом. В том числе и я. В уличной драке с хулиганами; в боевой обстановке - я сомневаюсь в своих интеллигентских замашках. По этой причине: применяю другие методы воздействия на сознание. | |
| | | Поручик Мазута
Сообщения : 1320 Репутация : 4 Дата регистрации : 2009-11-05 Возраст : 64 Откуда : Кавказская ссылка
| Тема: Re: "Интеллигентский" вопрос. Сб Дек 24, 2011 8:09 pm | |
| - Владимир Петрович. пишет:
- Понимаешь. Интеллигент это не понятие. Это - свойство характера в определённых условиях.
И в разных условиях, один и тот же человек может быть совсем не интеллигентом. В том числе и я. В уличной драке с хулиганами; в боевой обстановке - я сомневаюсь в своих интеллигентских замашках. По этой причине: применяю другие методы воздействия на сознание. Володя, отправлю тебя к старт-топику. Есть понятие "культурный". Этого достаточно, разве не так? А под "интеллигентом" подразумевается, что его профессия- думать. Интересно, как это можно думать за деньги? | |
| | | | "Интеллигентский" вопрос. | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|